5 способов развития эмоционального интеллекта у детей от 0 до 17 лет

эмоциональный интеллект ребенка
3.7
(3)

В этой статье вы найдете ответ на вопрос, как развивать эмоциональный интеллект у детей. Если ваш ребенок научится с детства распознавать свои и чужие эмоции и правильно ими управлять, то точно сможет экологично закрыть свои потребности и раскрыть потенциал на сто процентов. 

Я сама мама двоих детей, и работаю с детьми уже 16 лет, и точно знаю, что с помощью этих способов вы установите более близкие и доверительные отношения с детьми, и больше не будете на них срываться или опускать руки от бессилия. Наоборот, выведите свои отношения на новый уровень.

Массовое заблуждение родителей

За последнее десятилетие ученые доказали, что успех и счастье во всех сферах жизни, в том числе в семейных отношениях, карьерном росте, финансах, определяется осознанием своих эмоций и способностью справляться со своими чувствами. Это качество называют «эмоциональным интеллектом». Именно развитый эмоциональный интеллект помогает нам выбираться из трудностей и идти дальше. Он помогает выстраивать долгосрочные отношения, основанные на доверии и взаимопонимании, найти дело жизни и следовать пути, несмотря на критику или неодобрение окружающих.
Развитый эмоциональный интеллект — это уверенность в себе, осознание своей ценности, принятие разных эмоций и умение их выражать так, чтобы не травмировать ни себя, ни окружающих.
В обществе традиционно принято, что родители хотят видеть своего ребенка всегда довольным и счастливым. Это естественно и понятно. Но дело в том, что в жизни происходят события, которые не дают ребенку быть всегда «лучиком Солнца» и видеть только позитивные моменты в любой ситуации.

Такие ситуации происходят каждый день. И типичная реакция родителей — дать совет, о котором не просили, или обесценить ситуацию и чувства ребенка.

Сестра сломала любимую игрушку.
-Ненавижу сестру!
-Как ты можешь так говорить! (запрет на эмоцию)

Приснился кошмар, и теперь страшно оставаться в комнате одному.
-Мне страшно!
-Не выдумывай, это просто сон (обесценивание эмоции).

Друзья на площадке дразнят и не хотят общаться.
-Со мной никто не хочет дружить!
-Найди себе новых друзей! (непрошенный совет)

Ребенок считает, что родители всегда правы. И когда испытывает гнев, печаль, уныние, страх, начинает думать, что с ним что-то не так. Что он плохой. Начинает скрывать и прятать подальше свои чувства, которые не признаны обществом.
В будущем, в подростковом и даже взрослом возрасте, эта привычка подавлять эмоции сохраняется. С возникающим при этом дискомфортом помогает справиться еда, алкоголь, телевизор, компьютерные игры. Все, что помогает забыть на время о своих переживаниях, но в то же время разрушает то положительное, что создается с большим трудом.

Поэтому разобраться с вопросом эмоций стоит еще в детстве, а для этого нужно решить 2 основных задачи.

Первая — научить ребенка понимать, какие эмоции он или другие люди испытывают.

Вторая — научиться эти эмоции проживать экологичным способом, выбирая конструктивное поведение.

Семья — это то место, где ребенок впервые начинает изучать эмоции, понимать, как на них реагировать и выражать. Родителям важно быть «эмоциональными воспитателями», чтобы передать способы, которые помогают им самим справиться со своими чувствами. Дети, чьи родители постоянно используют эмоциональное воспитание, имеют более крепкое здоровье и более высокую успеваемость. У них лучше складываются отношения с друзьями, возникает меньше проблем с поведением, они менее склонны к насилию.

Эффективный алгоритм работы с эмоциями

Во-первых, нужно самим научиться распознавать свои эмоции и признать, что все эмоции, даже гнев, печаль и страх, играют важную роль в нашей жизни. Например, гнев нужен, чтобы отстоять свои границы и интересы. Печаль и меланхолия — чтобы замедлить темп и переосмыслить свои принципы и ложные убеждения.

Родители, осознающие смысл эмоций, не боятся показывать их своим детям.
Они могут плакать при детях, когда им грустно. Они могут выйти из себя и объяснить своим детям, почему они злятся. Бóльшую часть времени эти родители осознают свои эмоции и достаточно доверяют себе, чтобы конструктивно выразить гнев, печаль и страх. Поэтому они могут служить примерами для своих детей. Обычно дети учатся справляться со своими чувствами, глядя, как это делают их родители.Чтобы лучше разобраться в своих собственных эмоциях, очень важно регулярно находиться в одиночестве. Многим помогают медитации, дневник эмоций.

Во-вторых, когда мы сначала пытаемся разобраться, что переживают наши дети, проговариваем их чувства, а не критикуем или читаем лекцию, то они ощущают поддержку и понимают, что мы на их стороне. Тогда они не только пытаются сформулировать эмоцию, но и открываются для дальнейшего диалога.
Вот пример разговора эмпатичной мамы с дочкой, 7 лет:
эмоциональный интеллект для детей

Эмпатичный родитель использует каждую такую ситуацию не как проблему, а как возможность наладить еще лучший контакт с ребенком. Так как такие эпизоды возникают практически каждый день, за несколько лет можно успеть распознать и проговорить все возможные оттенки чувств и эмоций. «Словарь эмоций» ребенка каждый раз пополняется и расширяется. Чем больше ребенок понимает про себя, тем проще ему понять, что чувствуют другие люди. Он тоже становится эмпатичным.

Итак, вот рабочий алгоритм работы с эмоцией:

эмоциональный интеллек
Вот несколько ситуаций из реальной жизни, которые происходили с нашими ребятами, родителями и преподавателями в онлайн школе английского English T.

Потренируйтесь, что вы скажете ребенку в таких ситуациях, чтобы быстро помочь справиться с эмоциями и прийти к конструктивному решению. Следуйте алгоритму, описанному выше. Эти ситуации не имеют одного правильного решения, и свой вариант мы предложим в конце статьи. Главное — следовать этапам, не упуская важный момент проговаривания эмоции ребенка.

Ситуация 1

Старший брат собирается на концерт, младший тоже хочет, но не может по объективным причинам, начинает плакать и не успокаивается.
Эмоция ребенка:
Что скажете:

Ситуация 2

Дочка, 6 лет, сильно разозлилась, что не купили новую игрушку, закатила жуткую истерику в магазине.
Эмоция ребенка:
Что скажете:

Ситуация 3

Ребенок сравнивает себя на занятии с другими ребятами и считает, что у него хуже получается, из-за этого стесняется отвечать на вопросы учителя, отключает камеру и микрофон.
Эмоция ребенка:
Что скажете:

5 шагов управления эмоциями

Признание и проговаривание эмоции — большой шаг, но еще важно выбрать правильную стратегию поведения и принять правильное решение. С этим нам тоже нужно ребенку помогать.

Вот 5 основных шагов, как развивать эмоциональный интеллект ребенка на этапе проживания и управления эмоциями.
управление эмоциями

При введении ограничений очень важно обозначить, что не бывает плохих эмоций, бывает плохое поведение. В данном случае отлично работает принцип «светофора». Красный свет — абсолютно неприемлемое поведение, например, в гневе бить младшую сестру. Желтый — поведение нежелательное, в исключительных ситуациях возможное. Например, истерики во время болезни. И зеленый свет мы даем поведению, которое не только разрешено, но и очень желательно. Например, взять карандаш и нарисовать свою злость или «выбить» специальную подушку для злости.

К решениям мы переходим, когда ребенок уже полностью излил свои чувства и перешел к вопросу «Что мне делать?». Вместо того, чтобы давать готовые решения, лучше наводящими вопросами «выгрузить» идеи ребенка. С детьми младшего возраста можно сделать это в виде ролевой игры с куклами или мягкими игрушками, где игрушки обсуждают ситуацию друг с другом.
Иногда полезно поискать ответы в подобных ситуациях в прошлом — какое решение зарекомендовало себя как правильное.
Главное — не критиковать предложения, которые вам как родителю не нравятся, а наводящими вопросами или привести ребенка к правильным выводам.
«Это справедливо?»
«Насколько это безопасно?»
«Как будут себя чувствовать другие люди?»

При каждой удобной возможности желательно обсуждать с ребенком эмоции и поведение персонажей из книжек, мультфильмов, других людей. Это создаст целый «банк» ситуаций и их решений, а значит, даст возможность выбора. Если в книжке неконструктивное поведение героя под воздействием эмоций привело к печальным последствиям, то проживая подобное, ребенок остановится и подумает о результатах, и вполне возможно, сделает правильный выбор.

4 принципа выстраивания отношений с ребенком

Быть родителем — это путь, на котором всегда поджидают ситуации и моменты, к которым нельзя заранее подготовиться. Вот несколько принципов, которые помогут вам выбрать корректную стратегию поведения:

1) уберите сарказм, критику, пренебрежение. Избегайте высмеивания, это очень сильно ранит ребенка и бьет по самооценке, даже если он делает вид, что все в порядке.

2)оценивайте поведение, а не личность ребенка.
Например, «ты не убрал в комнате, как обещал», вместо «ты лентяй».

3)избегайте непрошенных советов и навязывания своих решений. Научитесь просто слушать, не перебивая и не оценивая. Проговаривайте, повторяйте за ребенком, чтобы показать, что вы вовлечены в беседу. Быть понятым и принятым в сложной ситуации для ребенка важнее самого мудрого совета. Именно эта стратегия поможет вам выстроить доверительные отношения, и впоследствии к вам ребенок придет в первую очередь в подростковом возрасте при возникновении действительно серьезных трудностей.

4) дайте ребенку право выбора и право на ошибку. Очень сложно иногда позволить ребенку сделать неправильный выбор, но такие ситуации лучше всего готовят ребенка к реальной жизни и делают самостоятельным и ответственным. Например, позвольте ребенку надеть то, что он хочет, и самому понять, что это неуместно. Просто поддержите в тот момент, когда ребенок это осознает.

Дети должны тренировать навык поиска правильного выбора и решения. Они должны видеть, что происходит, когда они делают выбор, основываясь на ценностях своей семьи, и что случается, когда они предпочитают их игнорировать. Эти уроки могут быть болезненными, но при эмоциональном воспитании они станут для родителей прекрасной возможностью предложить свои рекомендации.

Причины раздражения родителей на эмоции ребенка

Столкнувшись с эмоцией, вышедшей из-под контроля, родитель как взрослый человек вполне способен сразу применить алгоритм.

А если хочется взорваться и накричать?

Если родитель отвечает гневом на гнев, он выступает не из взрослой позиции, а из позиции своего внутреннего ребенка. В ответ на внешний раздражитель этот ребенок проснулся и захватил власть в свои руки. Это происходит по причине своих непроработанных детских травм у родителя.

Ребенок не может воспитывать другого ребенка. Поэтому родителю важно самому разобраться со своими паттернами поведения и их причинами. В этом поможет специалист, обычно хватает 8-10 сессий, чтобы ситуация значительно улучшилась.

В нашей онлайн школе английского для детей English T каждый преподаватель проходит курс по мягким навыкам, в том числе эмоциональному интеллекту. Благодаря этому, мы создаем максимально поддерживающую среду, ученики приобретают уверенность в себе, развивают свои soft skills и открывают двери всего Мира.

Записывайтесь на пробный урок по ссылке

5-7 лет

8-9 лет

10-12 лет

13-17 лет

Или получите подарок — 5 настольных игр по базовым темам английского языка.

PS А вот обещанный разбор ситуаций из практики (это просто пример разговора, все зависит от развития ситуации и реакции ребенка):

Ситуация 1
Старший брат собирается на концерт, младший тоже хочет, но не может по объективным причинам, начинает плакать и не успокаивается.
Эмоция ребенка:фрустрация
Что скажете: Расстроился? (обнять). Я знаю, что ты очень хочешь пойти на концерт с братом. Представляю, как вам было бы весело. Но так как сейчас это невозможно, давай подумаем, как еще мы можем повеселиться.

Ситуация 2
Дочка, 6 лет, сильно разозлилась, что не купили новую игрушку, закатила жуткую истерику в магазине.
Эмоция ребенка:гнев
Что скажете: Ты хочешь эту игрушку? И ты злишься, что мы не можем тебе ее купить прямо сейчас? Как бы ты хотела с ней поиграть? Давай дома подготовим все для заселения новой игрушки и договоримся, когда мы сможем ее принять.

Ситуация 3
Ребенок сравнивает себя на занятии с другими ребятами и считает, что у него хуже получается, из-за этого стесняется отвечать на вопросы учителя, отключает камеру и микрофон.
Эмоция ребенка: стыд
Что скажете: Тебе стыдно, что ты не понимаешь вопрос и не можешь ответить, а другие ребята могут? Ты думаешь, ты плохой/глупый? Как считаешь, есть в мире человек, который все знает и может ответить на любой вопрос? Что можно сделать, если не понимаешь или не знаешь ответ?

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.7 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *